-
Выезд на предприятие специалиста по оценке и расчету профессиональных рисков.
-
Обследование рабочих мест, включая сбор сведений об используемом оборудовании, инструментах, сырье, материалах, об особенностях техпроцессов и производства, видах выполняемых работ; сведений о несчастных случаях, микротравмах, результатах СОУТ, помещениях, где бывает сотрудник и т.д.
-
Идентификация потенциальных профрисков – на этом этапе требуется тщательно проанализировать, с какими из существующих факторов влияния сталкиваются сотрудники во время работы (учитываются риски как непосредственно в рабочих зонах, так и за пределами, но на территории организации). Следует точно установить все опасные источники, способные нанести вред здоровью работника, привести к заболеваниям или травме. Выявить и идентифицировать профессиональные риски помогают инструкции по охране труда, жалобы персонала на условия труда, технологическая документация на рабочее оборудование, предписания надзорных органов. Помимо этого, проводится наблюдение за процессом труда, опрос персонала, другие мероприятия.
-
Составление реестра опасностей – в документ включаются все виды обнаруженных рисков. Обязательно по каждому из них устанавливается вероятность ущерба (высокая, средняя или низкая) для ранжирования и оценки угроз.
-
Оценка объема и уровня профрисков – точный алгоритм оценки, включая методы, прописывается работодателем в ЛНА. Подобрать подходящий метод расчетов поможет специалист организации, проводящей оценку профессиональных рисков. При этом учитывается характер деятельности работодателя, особенности производства, другие факторы.
-
Разработка корректирующих мероприятий для снижения выявленных видов рисков – это может быть ликвидация угрозы (к примеру, демонтаж опасного оборудования), замена потенциально опасно материала (процесса) на безопасный или менее опасный, использование предупреждающих технических средств, обучение сотрудников или проведение других организационных мероприятий.
-
Повторная оценка профрисков с учетом разработанных мероприятий по их снижению.
-
Информирование персонала – как минимум, три документа работодатель должен довести до сведения работников. Это реестр опасностей, отчет об оценке профрисков, а также план с корректирующими мероприятиями.
Методы оценки профрисков
У экспертов по оценке профессиональных рисков есть специальные методики, которые позволяют профессионально проводить процедуру. Максимально полную и объективную информацию дает метод Файна-Кинни. При этом способе риски оцениваются с учетом трех базовых факторов – частотность, вероятность и последствия (тяжесть события). Произведение баллов этих показателей определяет итоговый уровень риска, его описание, мероприятия, необходимые для снижения:
-
Величина риска (R) = Вероятность (В) х Частота (Ч) х Последствия (П)